Ваш номер стенда: B2105. Павильон 3 зал 14

Бизнес не оценил заботу ФАС Он просит не запрещать агентские договоры с ОАО РЖД на полувагоны

Бизнес не оценил заботу ФАС Он просит не запрещать агентские договоры с ОАО РЖД на полувагоны

12.03.2018 Новости отрасли

Попытка ФАС принудительно понизить ставки на предоставление полувагонов Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД вызвал недовольство мелкого и среднего бизнеса. «Опора России» предложила ФАС отменить запрет агентских договоров, по которым ОАО РЖД обезличенно предоставляет вагоны других операторов. Но ФАС считает, что надо расторгнуть лишь те договоры, в которых цена выше прейскуранта 10-01 (его тариф 1,15 тыс. руб. в сутки против рыночных 2 тыс. руб.). По мнению экспертов, эти усилия обречены, если вагоны ФГК не признать собственным парком ОАО РЖД.

Президент «Опоры России» Александр Калинин попросил главу ФАС Игоря Артемьева отменить основные пункты предписаний ОАО РЖД и ее дочерней Федеральной грузовой компании, выданных службой 15 декабря 2017 года. В предписаниях от ОАО РЖД и ФГК требуется до 1 февраля 2018 года прекратить предоставление полувагонов в рамках агентских договоров между ФГК и ОАО РЖД — кроме договоров, заключенных через электронную торговую площадку (ЭТП).

По мнению господина Калинина, агентские договоры показали «эффективность и удобство для ряда грузоотправителей, в том числе для малого и среднего бизнеса». Эта система, пишет он, обеспечивает доступность услуги на местах (все делается через ОАО РЖД и не требует согласования с владельцем вагонов) и позволяет рассчитываться через единый лицевой счет как с перевозчиком, так и с оператором. ЭТП не является альтернативой долгосрочным договорам, подчеркивает глава «Опоры России», прося ФАС снять запрет агентских договоров, требования об обязательной коммуникации грузоотправителей с владельцами вагонов через ЭТП и о выставлении ФГК на площадку 50% своих полувагонов. ОАО РЖД и ФГК от комментариев отказались, но последняя еще 31 января оспорила предписание в суде. В «Опоре России» пояснили лишь, что позицию изложили в письме ФАС.

Источник “Ъ”, близкий к ОАО РЖД, говорит, что у монополии около 150 агентских договоров с владельцами вагонов, по 50 в 2018 году были перевозки. «Продажи через агента эффективны, поскольку позволяют оказывать комплексную услугу через одно окно»,— полагает он. Гендиректор УК «Мечел-Транс» Алексей Лебедев считает, что сотрудничество с ОАО РЖД по агентскому договору, по сути, является логистическим аутсорсингом, что обезличивает подвижной состав. «Мы можем привлекать вагоны нескольких операторов по принципу одного окна, что упрощает работу и сокращает документооборот»,— говорит он.

В ФАС же считают, что авторы письма неверно трактуют предписание. «Комиссия ФАС признала нарушением закона завышение группой ОАО РЖД цен на предоставление вагонов в три раза с лета 2016-го до весны 2017 года,— говорят в службе.— Установлено, что ОАО РЖД и ФГК применили схему, позволяющую завышать вагонную составляющую тарифа. ОАО РЖД как перевозчик обязано предоставлять вагоны по прейскуранту 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД.— “Ъ”)». В службе подчеркивают, что требуют отказаться конкретно от тех агентских договоров, которые приводят к экономически необоснованным расходам грузоотправителей сверх прейскуранта.

Собеседник “Ъ” на рынке говорит, что ФАС давно пытается отрегулировать операторский рынок, взяв за ориентир прейскурант 10-01, «который давно не отражает объективный уровень цен». При этом, добавляет он, у ФАС почему-то не возникало подобных вопросов в 2015 году, когда ставки операторов были значительно ниже прейскуранта и те работали на грани рентабельности. Глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин поясняет, что в 2015 году ставка предоставления вагона составляла 300 руб. в сутки, а цена прейскуранта — 850 руб., сейчас рыночная цена выросла до 2 тыс. руб. за вагон в сутки при цене прейскуранта 1,15 тыс. руб. «Оценивая агентскую схему ОАО РЖД с операторами, ФАС ошибочно считает эти вагоны парком перевозчика»,— утверждает источник “Ъ”, подчеркивая, что по закону таковым являются только вагоны, принадлежащие ОАО РЖД на праве собственности или аренды, и именно их монополия должна предоставлять по прейскуранту и только при наличии технологической возможности.

ФАС пытается вынудить ФГК снизить цены до уровня вагонной составляющей, зафиксированной в прейскуранте 10-01 для инвентарного парка (собственного парка ОАО РЖД, вагоны ФГК им формально не являются), говорит господин Иванкин. По его мнению, пока ФАС не объявит этот парк инвентарным для ОАО РЖД, попытки фиксировать цены ФГК на уровне прейскуранта при высоком рынке обречены на провал.


Первоисточник: https://www.kommersant.ru/doc/3569466?query=%D1%80%D0%B6%D0%B4