+7 (495) 640-22-50

Тезисы научного доклада по теме докторской диссертации Паршиной Р.Н.

10.07.2013 14:54:00


Транспорт играет решающую роль в развитии экономики России, которая все более интегрируется в мировую экономику. В условиях развивающейся мировой глобализации чрезвычайно важна разработка и реализация научно-обоснованного экономического подхода к использованию выгодного географического положения России для развития транзитных сообщений между Европой и Азией.
Структурная реформа железных дорог и других видов транспорта в евро-азиатских странах, в том числе в России и в странах СНГ, осуществляется в условиях быстрой глобализации производства и распределения услуг в области транспортного обслуживания.

При этом повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса транспортного обслуживания связано с созданием оптимальной последовательности технологических операций на основе логистических цепочек продвижения грузов от производителей к потребителям и организацией системы логистических центров, управляющих грузопотоками.

В настоящее время доля транспортных затрат в конечной цене внутреннего валового продукта в России втрое выше, чем в США и значительно больше, чем в Германии. По скорости продвижения грузовых потоков Россия в 4 раза отстает от развитых стран мира. Поэтому транспортная стратегия России исходит из определения статуса и роли государства в развитии и функционировании отечественной транспортной системы. В этих условиях понятие логистики широко используется на транспорте, как науки, изучающей теорию и практику движения сырья, материалов, производственных, трудовых и финансовых ресурсов, готовой продукции от источника к потребителю. Логистика комплексно охватывает снабжение, производство, сбыт (распределительная логистика), транспорт, информационные потоки и т.д. За последние десятилетия логистика превратилась в эффективный инструмент бизнеса.

В основе государственной стратегии развития транспорта Российской Федерации до 2030 г. логистика и экспедирование грузов рассматриваются как способы улучшения конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках сбыта путем удешевления накладных расходов, связанных с хранением,распределением и транспортировкой материальных потоков.

Особую роль здесь призваны играть транспортно-экспедиционные организации, поскольку они на практике являются логистическими предприятиями, осуществляющими доставку грузов от грузоотправителя до конечного потребителя по единому транспортному документу и по единой сквозной ставке тарифа. Экспедитор действует при этом как самостоятельное юридическое лицо и несет ответственность перед клиентом за своевременность доставки и сохранность груза и его качества, заключая необходимые договора с перевозчиками и со страховыми организациями. Данные функции экспедитора освобождают грузовладельца от необходимости иметь договоры с каждым участником логистической цепи доставки и обеспечивают комплексное решение вопроса перевозки груза до места потребления.

Привлечение дополнительных транзитных перевозок на международный транспортный коридор «Транссиб» имеет весьма важное значение для нашей страны. В среднесрочной перспективе это позволит:
-     лучше использовать имеющиеся резервы пропускной и провозной способности отечественных транспортных коммуникаций и тем самым не только получить дополнительный доход, но и уменьшить затраты на выполнение внутренних и международных перевозок;
-     обеспечить существенное улучшение финансово-экономического положения транспортных и экспедиторских компаний и рост объемов их собственных инвестиционных ресурсов.

Многое делается для восстановления на Транссибирской магистрали перевозок грузов в контейнерах. Так, тарифные условия на перевозки контейнеров по Транссибу являются льготными и это контролируется Минтрансом РФ.

Расписание движения контейнерных поездов в ОАО «РЖД»составляется таким образом, чтобы поезда, например, со ст. Находка-Восточная отправлялись на следующие сутки после прибытия японского или корейского судна с контейнерами в порт Восточный.
Эксплуатация контейнерных поездов постоянного обращения со станций Забайкальск, Находка-Восточная и других, которые в последнее время активно реализуются на сети железных дорог, является эффективной формой освоения перевозок, удобной для выбора клиентом наиболее подходящего поезда по объявленному расписанию.

Объем потенциально возможных контейнерных перевозок по Транссибу может составить 200-300 тыс. стандартных контейнеров; в том числе в сообщении КНР с Европой 50-100 тыс. стандартных контейнеров. Здесь и далее под стандартным контейнером (TEU) понимается контейнер длиной 20 футов или в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) - длиной 6 м, контейнер длиной 40 футов - соответственно 12 м.

«Узкими местами» до сих пор остаются пропускная способность станций на Дальнем Востоке, наличие необходимого количества платформ в пиковый сезон, постоянные изменения таможенных процедур, неопределенность с дополнительными сборами и др.

Развитие транзитных перевозок напрямую зависит от оценки эффективности уровня внедрения логистических технологий. Все это делает актуальной тему данной работы.
Исследованиями логистики грузовых перевозок в целом и логистики международных контейнерных перевозок в частном были посвящены труды многих авторов, среди которых В.Н. Образцов, Н.Н. Громов, В.А. Персианов, М.П.Улицкий, И.Ч. Савченко, Н.С. Усков, В.Н. Лившиц, Н.П. Терешина, Р.Г. Леонтьев,Б.А. Аникин, П.В. Куренков, О.Д. Проценко, В.И. Сергеев, Т.А. Прокофьева, Л.Н.Миротин, Д.А. Мачерет, СМ. Резер, В.И. Якунин, Т.С. Хачатуров, Б.И. Хануков,В.Я.Шульгин, Т.А. Левиков и другие ученые.

Целью настоящей работы является на основе детального исследование состояния транзитных контейнерных перевозок по территории Российской Федерации и предложить методологию организации и оценки эффективности транзитных контейнерных перевозок в международных сообщениях на основе логистических технологий.

Основными задачами являются:
- исследование текущего состояния транспортной системы Российской Федерации в сфере международного транзита;
-      проведение анализа мирового рынка транзитных контейнерных перевозок с целью выявления экономических тенденций и построения прогнозов, а также формирование эффективной организации международных контейнерных перевозок;
создание методических подходов к решению экономико-математических задач оптимизации на этапах организации перевозок, включая развитие транспортной сети и логистических центров с распределением транзитных потоков по транспортной сети;
-      формирование методологии оценки эффективности логистики мультимодальных транзитных контейнерных перевозок в международных сообщениях;
-      создание научных основ экономической оценки и организации функционирования системы логистических центров контейнерных перевозок с построением на их основе конкретных логистических и проектных решений для контейнерных терминалов.

Объектом исследования является транзитные международные контейнерные перевозки при взаимодействии железнодорожного и морского транспорта.

Предметом исследования является методология оценки эффективности организации транзитных контейнерных перевозок в международных сообщениях на основе логистических технологий.

Методологической основой исследования послужили труды отечественныхи зарубежных ученых в области логистики транспорта в целом, а также логистики грузовых перевозок, транзитных перевозок и контейнерных перевозок в частности;исследовательские работы в области экономико-математического моделирования в транспортной отрасли.

Частью методологической основы исследования является собственный опыт практической работы автора в ОАО«Дальневосточная транспортная группа» и выполненные автором многолетние исследования оценки экономической эффективности организации международных транзитных перевозок. На защиту выносятся:
1.        Анализ текущего состояния и путей развития транзитных международных контейнерных перевозок с применением наиболее прогрессивных логистических технологий.
2.             Разработанные методологические основы и экономико-математические модели решения задач оптимизации, возникающих в сфере транзитных контейнерных перевозок на всех этапах организации перевозок с оптимальным распределением транзитного грузопотока по транспортной сети.
3.        Созданная система логистики мультимодальных транзитных контейнерных перевозок в международных сообщениях;
4.        Предложенные экономические методы основ организации и функционирования системы логистических центров контейнерных перевозок с построением на их основе конкретных экономических и логистических проектных решений для контейнерных терминалов.

Методы исследования.
В диссертации применяются экономико-математические методы исследования оптимизационных задач, включая методы теории вероятностей,теории массового обслуживания и оптимального управления, а также методы логистического анализа и организации грузовых и транзитных перевозок в мультимодальных сообщениях.

Научная новизна:
разработана методология оценки эффективности транзитных перевозок на основе экономико-математического моделирования оптимизации маршрутов транзитного контейнерного грузопотока по транспортной сети на основе методов квадратичного программирования для минимизации суммарного времени продвижения контейнеров от пограничного терминала по территории Российской Федерации. Целевой функцией минимизации является суммарное время нахождения контейнеров в пути от Азиатской до Европейской границы РФ и на транзитных контейнерных терминалах.
-   создан метод решения логистических задач определения оптимальных объемов инвестиций в развитие пропускной способности пограничных терминалов, учитывающий зависимость интенсивности потока обслуживания контейнеров от объема инвестируемых средств на основе теории массового обслуживания и методов интерполяции.
разработаны методы расчета эффективности возможных капиталовложений в реконструкцию пограничных контейнерных терминалов.
-    созданы научные основы формирования и развития логистики мультимодальных транзитных контейнерных перевозок в международных сообщениях.
предложены методы организации оценки эффективности функционирования системы логистических центров контейнерных перевозок.
-    обоснованы основные экономические принципы функционирования контейнерных терминалов на примере конкретного мегаполиса.
-    созданы методы оценки эффективности инвестиционных проектов для развития инфраструктуры транзитных перевозок грузов в контейнерах.
-     создана методика оценки эффективности услуг по транзитным контейнерным перевозкам на основе применения метода наименьших квадратов в регрессии зависимой переменной (объема перевозок со стороны спроса) на набор независимых переменных, включающих тарифы, сезонные составляющие, индикаторы развития отраслей промышленности и другие, определяющие спрос на контейнерные перевозки и спрос на конечную продукцию обслуживаемых отраслей.

Практическая ценность.
Разработанные в диссертации экономико-математические и логистические методы могут найти широкое практическое применение в оценки эффективности организации транзитных контейнерных перевозок. Особый интерес представляют разработанные методы логистики транзитных перевозок, а также транзитных контейнерных перевозок и методы оценки эффективности инвестиционных проектов в развитие инфраструктуры транзитных контейнерных перевозок.